Дрессировка собак— дело непростое, но в то же время исключительно интересное и увлекательное. Можно сказать, что это- творческий процесс. При правильном подходе к занятиям они принесут удовлетворение и вам, и вашей собаке. Учебную дрессировка щенка начинается с 9 — 10 месяцев, желательно на дрессировочной площадке под руководством опытного инструктора. Как уже говорилось выше, основным условием успешной дрессировки является взаимное стремление к контакту и любовь между хозяином и собакой.
Какие есть правила дрессировки собаки?
Чтобы не наделать ошибок на первых порах, дрессировщик должен обладать некоторым багажом знаний. Но самое главное: стремитесь понять своего друга! Привлеките всю свою наблюдательность: каждая собака — индивидуальность, поэтому ни один совет по дрессировке не может быть универсальным. То, что подойдет для одной собаки, другой может навредить. Все йорки обладают тонкостью и чувствительностью, но это вовсе не означает, что всех их можно подогнать «под одну гребенку». С самого начала научитесь анализировать свои действия: дрессировка вполне подвластна логике. Это поможет вам избежать или вовремя исправить ошибки.
Есть специалисты-кинологи, которые считают, что все поведение собаки основано на инстинктах, передаваемых по наследству безусловными рефлексами. Многие владельцы чересчур очеловечивают своего питомца, и это, как правило, мешает дрессировке. И то и другое — крайности. Интеллект животного — нечто совершенно особое по сравнению с интеллектом человека. Нельзя говорить, что он выше или ниже людского. Он просто качественно иной. Собаки в состоянии принимать решения, основываясь на информации, недоступной никаким чувствам и даже приборам человека.
Дрессировка собак или есть ли у собак разум?
«Как впечатлительна натура Йорка! Достаточно бывает слова, чтобы возликовал он или приуныл…» (У.Уотсон). Рауль Амундсен (известный полярный исследователь) писал: «Мы, люди, напрасно думаем, что только нам одним присуща способность выражать свои чувства. Может быть, это правда. Но загляни те в собачьи глаза! Вы увидите в них то же, что в человеческих. В сущности у собак определенно есть то, что мы называем душой».
Не только поэты и писатели, но и многие профессионалы-собаководы, судя по их руководствам и каталогам, принимают во внимание духовный мир и разумность четвероногих друзей человека. «До последнего времени наличие второй сигнальной системы — базы мыслительной деятельности — у животных отрицалось, отрицалась возможность у них даже примитивного мышления. Так считали и, к сожалению, продолжают считать многие зоологи. Однако люди, имевшие дело с животными не в условиях вивария, а в условиях для них адекватных, знают, что эти животные способны не только на глубокую преданность, истоки которой лежат в их высокой эмоциональности, но и па чрезвычайно разумные поступки, которые основаны на элементах мышления». (К.Семенова, профессор, председатель секции охраны животных Всероссийского общества охраны природы).
К.Лоренц считает, что снижение роли инстинктов у собак было необходимой предпосылкой для появления особой, чисто человеческой свободы действий. Еще в 1898 году У.О.Уайтман сказал: «Подобные дефекты инстинкта сами по себе еще не интеллект, но они — та распахнутая дверь, через которую может войти великий учитель Опыт, принося с собой все чудеса интеллекта». Нет смысла долго распространяться на эту тему — сколько людей, столько мнений. Лучше приобретите йорка , тогда вы все поймете сами.
Понятие о рефлексе при дрессировке собак
Очевидно, что нужно четко разграничить две сферы: инстинктивные действия животных и их «разумное» поведение как результат дрессировки. В последнем случае можно добиться просто ошеломляющих результатов. Дрессируя йорка, вы несомненно добьетесь больших успехов, и значительно облегчит вам задачу знание физиологических основ поведения собаки — понятие о рефлексе. В соответствии с теорией, под дрессировкой можно понимать выработку определенных условных рефлексов при участии человека.
Что такое условный рефлекс? Условный рефлекс — это ответная реакция организма на различные раздражители, происходящие при участии центральной нервной системы. Эти рефлексы не наследственные, а приобретенные. Они возникают на базе условных и безусловных раздражителей. Раздражители — это все, что действует на рецепторы органов чувств и вызывают определенное ощущение. Безусловные или подкрепляющие раздражители вызывают проявление безусловного рефлекса. К ним относятся пищевые (лакомство) и механические (механическое воздействие — нажатие, наказание и т.п.) раздражители.
Условные раздражители вызывают проявление условных рефлексов. Применяются команды голосом, жесты. Условия необходимые для выработки условных рефлексов:
1. Наличие двух раздражителей: условного и безусловного.
2. Применение их должно совпадать по времени и должно быть в правильной последовательности: всегда сначала условный, затем безусловный раздражители.
3. Необходимо многократное, но не чрезмерное повторение сочетания безусловного и условного раздражителей.
4. Необходимо отсутствие посторонних раздражителей на первом этапе отработки приема.
Пример: обучение собаки садиться по команде «Сидеть!»
- Два раздражителя:
а) команда «Сидеть!»;
б) лакомство и механическое воздействие (нажатие на круп), при одновременном придерживании за ошейник.
- Подаете команду «Сидеть!» в приказной интонации, после чего производите механическое воздействие и, после того как собака приняла нужное положение, поощрите ее лакомством и лаской, при этом повторяя команду «Хорошо!».
3. Вышеуказанное упражнение повторить 2-3 раза. Для колли этого обычно бывает достаточно, чтобы она начала садиться по команде, без механического воздействия.
4. Начинайте отрабатывать прием дома в отсутствии других членов семьи или на улице в тихом, безлюдном месте.
Аналогичным образом отрабатываются все приемы дрессировки собаки.
В теории рефлексов существует такое понятие, как нежелательные связи — это побочные, не нужные дрессировке условные Рефлексы, которые вырабатываются в результате повторяющихся ошибок дрессировщика. Все ошибки можно подразделить на методические (при незнании дрессировщиком теоретических основ дрессировки) и технические (проявляются, как правило, при неосторожности).
Пример. После отработки выдержки на команде «Сидеть!» дрессировщик вместо того, чтобы подойти к собаке и поощрить, подзывает ее к себе и тогда дает лакомство. Это грубая методическая ошибка. В этом случае дрессировщик подкрепляет не выдержку, а подзыв «Ко мне!», который противоречит первой команде. В результате неоднократного повторения этой ошибки отработка приема «выдержка» сводится к нулю: по команде «Сидеть!» при отходе дрессировщика от собаки, она будет следовать за ним.
Пример. На дрессировочной площадке собака по команде «Вперед!» самостоятельно посылается на снаряд-лестницу с пристегнутым, свободно спущенным поводком. Собака быстро поднимается и наступает на поводок. Хорошо, если она при этом не свалится с лестницы, но в любом случае будет сильно напугана неожиданной остановкой без видимой причины. В следующий раз, по команде «Вперед!» собака побежит не на лестницу, а в противоположную сторону. Это техническая ошибка.
Резюме: основные правила дрессировки собаки
- Заниматься можно только со здоровой собакой.
- Перед началом дрессировки изучить индивидуальные особенности поведения собаки.
- Условный и безусловный раздражители применяются в правильной последовательности (первый — условный, вторым — безусловный).
- Обучение идет от простого к сложному.
- Каждая команда отдается одним и тем же словом.
- При подаче команды варьируются три интонации: приказная, угрожающая, поощрительная (ласковая).
- Каждое правильно выполненное собакой действие обязательно поощряется лакомством, лаской и командой «Хорошо!».
- Не переутомляйте щенка.
- Занятия строятся на заинтересованности.
- Одновременно обучают собаку одному новому приему, лишь после его освоения переходят к следующему.
- Заниматься собакой должен один человек. Не приводите с собой «за компанию» на дрессировочную площадку знакомых собаке людей.
- Дрессировщик должен контролировать и анализировать свои действия.
- Легче сразу правильно научить, чем исправлять неправильно сделанное.
- Выгоднее не дать собаке совершить нежелательное действие, чем потом исправлять.
- Собака должна заниматься на голодный желудок.
- Обращаться с собакой нужно спокойно и бережно.
- Нельзя показывать собаке, что вы ее боитесь.